Вы здесь

Вопрос-Ответ

Евгений Гаврилов
Консультант по управлению проектами
Ментор и член жюри ежегодных конкурсов молодежных инновационных проектов "БИТ-Черноземье" (ВГУ) и "Железный предприниматель".
1.

Как делать оценку рынка и для чего она нужна?

Емкость рынка (годовая выручка от продаж всех продуктов-аналогов, включая ваш) необходима для решения следующей задачи. Если ваша целевая доля рынка окажется существенной (например, для конкретного рынка - более 10%), это означает, что необходимо проводить агрессивную и дорогую политику продвижения. Если же не проводить такой политики, ваша доля, вероятно, окажется намного ниже. В этом случае снизятся все финансовые показатели и, в итоге, прибыль собственников. Тогда возникнет вопрос уже к инициатору проекта - стоит ли ради такой прибыли тратить время и силы?

Как оценить? Если речь о b2c – как правило произведением среднего количества раз потребления на жителя на кол-во жителей и на средний чек. Все параметры подтверждаются источником. Если речь о b2b – лучше привести статистику, что в среднем тратится такой-то % от выручки (как правило, выручку можно найти в открытом доступе) и совокупную выручку заказчиков. Точнее понять свой целевой сегмент, по которому считается ёмкость, поможет сравнение себя с существующими конкурентами. Сколько конкурентов на рынке? Если речь идет о 2-3, привести их краткое описание (лет на рынке, доля рынка, ключевые факторы успеха). Если речь о 20-30 и более – кратко описать 1-2 наиболее крупных.

Возможно, что информация окажется абсолютно закрытой, и емкость можно будет оценить только специализированным компаниям. Во-первых, грубую оценку все-таки можно дать по открытым источникам. Во-вторых, обдумайте свое решение еще раз - зачем разбегаться таранить своей головой дверь, толщину которой вы даже не представляете?

2.

Что должно входить в описание продукта?

Необходимый минимум сведений о продукте состоит из ответов на следующие вопросы. Из чего состоит, в чем польза для клиентов? Почему раньше спокойно жили без вашего продукта? Что такого изменилось у потребителей, почему потребовался ваш продукт? Почему ваш продукт будет востребован как минимум в течение срока окупаемости проекта? Почему его нельзя заменить субститутами (не в смысле «почему ваша шоколадка лучше, чем шоколадка конкурента», а «почему не откажутся от шоколада вообще в пользу печенья»)? Что такое типовой продукт/ типовые продукты (если их более 10 – сгруппировать по однородным с примерно одинаковой емкостью и ценой за ед.)? Сколько они стоят? Сколько планируется продавать?

3.

Какие налоги платятся при упрощенной системе налогообложения (УСН) со стороны ООО и ИП?

Во-первых, платится сам налог по УСН. Это на выбор – либо 6% от доходов, либо 15% от доходов, уменьшенных на расходы (прибыли). Исходя из этого, чем более прибыльный бизнес, тем выгоднее выбирать 6% от доходов, чем 15% от прибыли, и наоборот. При этом, компания, или индивидуальный предприниматель могут применить вычет на сумму уплаченных социальных налогов – до 50% налога по УСН. Социальные налоги связаны с оплатой труда – своего и наёмных работников. Если сотрудники привлекаются по трудовым договорам, то работодатель удерживает и самостоятельно перечисляет в бюджет 13% налог на доходы физических лиц (НДФЛ) с их зарплаты, а также 30% начисляет и перечисляет за счет компании в качестве социальных налогов – взносов на пенсионное, медицинское и социальное страхование. То есть, чтобы заплатить вашему работнику «чистыми» 100 рублей, вы должны начислить ему 115 (100/(100%-13%)) рублей, из них заплатить 15 рублей НДФЛ в бюджет. Плюс на 115 рублей мы начисляем соцналоги – (115*30%) = 34,5 рубля. Итого расходы работодателя составят 149,5 рублей. То есть эффективная налоговая нагрузка на «чистую зарплату» работника – примерно 50% от суммы к выплате. Если работники привлекаются не по трудовым договорам, а по договорам подряда (на разовые работы), то сохраняется ставка НДФЛ в 13%, а социальные налоги уменьшаются на размер взноса в фонд социального страхования (ФСС) на 2,9% и составляют 27,1%. Таким образом, налоговая надбавка к чистой зарплате составит 46%. Однако, если Трудовая инспекция установит, что на самом деле имеют место именно трудовые отношения, а договор подряда – это способ ухудшить положения работника, будут восстановлены все недоплаченные налоги, плюс пени и штрафы. При высоких зарплатах социальные налоги снижаются до 10%. Происходит это в месяц, следующий за тем месяцев, в котором зарплата работника накопительным итогом превысила 624 000 рублей. Будьте внимательны и проконсультируйтесь со специалистом перед наймом персонала. Если же деятельность будет осуществлять индивидуальный предприниматель самостоятельно, без привлечения работников, в этом случае он платит фиксированные взносы в размере 20727,53 рублей в год, если сумма дохода не превысит 300 000 рублей и 20727,53+1% от суммы, превышающей 300 000 рублей, если превысит. В любом случае сумма налога не должна превысить 142 026,89 руб. При этом индивидуальный предприниматель может применить вычет по налгу на УСН до 100%.